-->
|
ЗНАЧЕНИЕ ХОЛТЕРОВСКОГО МОНИТОРИРОВАНИЯ ЭКГ В ОЦЕНКЕ НАРУШЕНИЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Холтеровское мониторирование (ХМ) ЭКГ, как метод функциональной диагностики при исследовании заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССС), играет важную роль в диагностике сердечных аритмий и ишемической болезни сердца (ИБС), позволяет достаточно точно оценить эффективность антиаритмического лечения и терапии ИБС. Целью настоящего исследования было изучение частоты встречаемости, структуры сердечных аритмий и нарушений проводимости у железнодорожников трудоспособного возраста - машинистов и помощников машинистов поездов, монтеров пути, работа которых связана с повышенными психоэмоциональными нагрузками. Материал и методы. Проведен анализ ХМ ЭКГ у 58 мужчин - машинистов и помощников машинистов поездов, монтеров пути в возрасте от 19 до 55 лет (средний возраст - 37±2,9 лет). Все обследуемые не предъявляли каких-либо жалоб, связанных с заболеваниями ССС и были направлены на исследование при прохождении обязательного ежегодного медицинского осмотра. ХМ ЭКГ проводилось с помощью компьютерной системы «Labeteсs» («Meditecs», Венгрия) в двух отведениях, что вполне достаточно для качественной и количественной оценки нарушений сердечного ритма. ХМ ЭКГ проводилось в амбулаторных условиях, в обычной для обследуемых обстановке и с привычной для них достаточной физической нагрузкой. При оценке протоколов ХМ ЭКГ учитывалось количество желудочковых и наджелудочковых аритмий как в целом за сутки, за дневной и ночной промежуток времени, так и отдельно за один час ХМ. Из анализа данных ХМ ЭКГ исключались сердечные комплексы, содержащие артефакты, производилось переименование комплексов, не соответствующих установленным общепринятым шаблонам. Следует заметить, что при проведении стандартного ЭКГ исследования различные виды аритмий (чаще всего экстрасистолия) встречались лишь у 17 человек (29,3% от общего числа обследуемых). Результаты и обсуждение. При анализе результатов ХМ ЭКГ установлено, что 23 лиц (39,7%) из исследуемого контингента имели различные нарушения сердечного ритма и проводимости и прежде всего, желудочковые и наджелудочковые аритмии. Из них у 5 обследуемых (21,7%) выявлены нарушения проводимости, в том числе у 2 - миграция суправентрикулярного водителя ритма, у 2 - атриовентрикулярная блокада I степени с переходом в атриовентрикулярную блокаду II степени с периодикой Самойлова-Венкебаха и еще у 1 - полная блокада правой ножки пучка Гиса. Редкая желудочковая и суправентрикулярная экстрасистолия (ЖЭС и СВЭС), низких градаций зарегистрирована у 8 человек (34,8%). У 10 лиц (43,5%) имели место случаи ЖЭС высоких градаций по Lown-Wolff и частая СВЭС, а также эпизоды неустойчивой желудочковой и суправентрикулярной тахикардии (ЖТ и СВТ). Частая ЖЭС выявлена у 4 обследуемых, политопная - у 1, экстрасистолия типа «R на T» - у 3 человек. У всех этих лиц зарегистрированы многочисленные эпизоды аллоритмии по типу би-, три- и квадригимении. Эпизоды неустойчивой ЖТ (исчезающие менее чем за 30 секунд) встречались у 2 обследуемых с экстрасистолией типа «R на T». Частая СВЭС зарегистрирована у 7 человек из всех обследуемых с аритмиями высоких градаций, в том числе у 5 из них наблюдались эпизоды неустойчивой СВТ. Среди лиц с частой СВЭС также встречались эпизоды аллоритмии по типу би- и тригимении. Следует отметить, что у всех обследуемых с аритмиями высоких градаций имело место различное сочетание желудочковых и наджелудочковых нарушений ритма. Чаще всего (у 6 человек) сочетались ЖЭС и СВЭС, и реже (у 3 человек) регистрировались эпизоды как ЖТ, так и СВТ на фоне ЖЭС и СВЭС высоких градаций. Выводы. 1) Выявленная высокая частота (39,7%) нарушений сердечного ритма у лиц трудоспособного возраста, не имеющих клинических проявлений заболеваний ССС, требует более детального обследования данного контингента и решения вопросов о целесообразности применения антиаритмического лечения у лиц с аритмиями высоких градаций. 2) ХМ ЭКГ позволяет выявлять эпизоды сердечных аритмий у большего числа обследуемых работников железнодорожного транспорта по сравнению со стандартной регистрацией ЭКГ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Российский Научно-Практический |
Санкт-Петербургское общество кардиологов им Г. Ф. Ланга |