Автор Якушева, О. А., Куракова, Е. Н., Калинин, В. В. | Номера и рубрики ВА-N35 - Приложение от 28/05/2004, стр. 103 /.. Материалы конференций |
Тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА) является грозным состоянием, характеризующимся высокой летальностью. Наиболее частой причиной ТЭЛА (до 50%) считается тромбофлебит глубоких вен нижних конечностей, особенно при распространении процесса на подвздошно-бедренный сегмент. При этом ТЭЛА нередко носит рецидивирующий характер.
Цель исследования: изучение динамики ЭКГ-симптомов ТЭЛА, возникающих на фоне илеофеморального тромбоза, по данным холтеровского мониторирования (ХМ) ЭКГ.
Материалы и методы. Обследовано 9 больных (5 женщин, 4 мужчин в возрасте от 42 до 67 лет), находившихся в блоке интенсивной терапии кардиологического отделения БСМП г. Воронежа в 2002-2003 г.г. Диагноз ТЭЛА устанавливался на основании клинических, ЭКГ и рентгенологических данных, эхокардиографии, анализа крови на D-димер. Илеофеморальный тромбоз подтверждался ультразвуковым исследованием сосудов нижних конечностей. ЭКГ-симптоматика ТЭЛА в данной группе было следующей. У 2 больных отмечался классический синдром МакГина-Уайта (SIQIII) в сочетании с отрицательным T в отведениях III, aVF,V1-V2, небольшим отклонением ЭОС вправо и смещением переходной зоны влево. У 5 больных синдром SIQIII отсутствовал, отмечались лишь отрицательные Т в правых грудных отведениях, сочетавшиеся в одном случае с неполной блокадой правой ножки пучка Гиса и в двух случаях - с небольшим смещением переходной зоны влево. В двух наблюдениях патогномоничных ЭКГ-симптомов не было. ХМ ЭКГ проводилось в течение 20-24 часов с использованием мониторов «Кардиотехника-4000» («Инкарт», Санкт-Петербург» на 4-6 день заболевания, применялись отведения: Y, V2, V6. Все больные получали антикоагулянтную (фраксипарин), антиагрегантную (аспирин, трентал) терапию, легочные вазодилататоры, антибиотики.
Результаты. У 4 из 9 (44,4%) больных были зарегистрированы неоднократные (от 2 до 3 раз в сутки) эпизоды синусовой тахикардии с частотой от 105 до 130 в мин., сопровождавшейся появлением (усилением) признаков, характерных для ТЭЛА: увеличение амплитуды и «заострение» зубца P в отведенииY, углубление Q в Y и S в V6, а также небольшой подъем ST и увеличение инверсии T в V2 и Y. Все перечисленные признаки отмечались у двух больных. В одном наблюдении изменения ограничивались появлением P «pulmonale» в Y в сочетании с углублением S в V6, в другом - P «pulmonale» в Y в сочетании с углублением инверсии T в V2. Эпизоды синусовой тахикардии длились 7-20 мин., указанные изменения ЭКГ возникали через 5-6 мин. после начала тахикардии, через 30-40 мин. ЭКГ возвращалась к исходной. Во время данных эпизодов на фоне синусовой тахикардии зарегистрированы короткие (3-4 комплекса) «пробежки» фибрилляции предсердий (1 случай) и увеличение количества желудочковых экстрасистол (2 случая). 67% указанных эпизодов возникали в дневное, 33% - в ночное время. Субъективно 42% эпизодов сопровождалось некоторым усилением одышки, 25% - одышкой и ощущением дискомфорта в грудной клетке, 33% протекали бессимптомно. Описанные изменения ЭКГ свидетельствуют о том, что у исследуемых больных имели место приступы кратковременной острой перегрузки левого желудочка. На наш взгляд, данные эпизоды можно расценить как проявление повторных микроэмболий в системе легочной артерии. Несомненно, такие больные нуждаются в особой тактике лечения, в частности, в ранней имплантации кава-фильтров. Обращает на себя внимание, то, что более трети эпизодов протекали без четкой субъективной симптоматики. Возникающие при этом изменения ЭКГ делали более характерной ЭКГ-картину ТЭЛА. В одном наблюдении появление P «pulmonale» в Y в сочетании с углублением S в V6 возникало у больного, не имевшего четких признаков ТЭЛА на исходной ЭКГ.
Выводы. 1) Тромбоэмболия легочной артерии на фоне илеофеморального тромбоза часто протекает с рецидивами микроэмболий. 2) Холтеровское мониторирование ЭКГ позволяет выявить больных с высоким риском рецидивирования тромбоэмболии. 3) При неявной ЭКГ-картине тромбоэмболии легочной артерии холтеровское мониторирование ЭКГ позволяет уточнить диагноз.