СТРУКТУРА СНА И СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ ПО ДАННЫМ ХОЛТЕРОВСКОГО МОНИТОРИРОВАНИЯ

Автор
Кравцова, Л. А., Макаров, Л. М., Школьникова, М. А.

Номера и рубрики
ВА-N18 от 01/06/2000, стр. 44-45 /.. Материалы конференций


Сон является специфическим физиологическим состоянием организма. Достоверно установлена роль сна и переходного состояния сон-бодрствование в развитии жизнеугрожающих состояний и синдрома внезапной смерти грудных детей. Работы последних 10 лет показали, что в клинической практике существуют доступные информативные методы исследования, способные дать достоверное представление о физиологических изменениях в период сна. К таким методам относится суточное Холтеровское ЭКГ мониторирование (ХМ).

Учитывая многочисленные данные о возникновении кардиогенных жизнеугрожающих состояний во сне, актуальным является исследование структуры и профиля сна у детей, особенно в возрасте 2-4 месяцев, когда имеется наиболее высокий риск развития синдрома внезапной смерти.

Материалы и методы. Обследовано 28 здоровых детей первого года жизни. Критериями включения в исследование явились: неотягощенный акушерско-гинекологический анамнез матери; нормальное течение интра-постнатального периода (роды в срок на 38-40 неделе, физиологические, оценка по шкале Апгар не ниже 8 баллов на 1-й и 5-й минуте, нормотрофическое физическое развитие, средняя масса тела при рождении 3289±303,2 г). Клиническое обследование включало: общий анализ крови, мочи, электрокардиографию в 12 стандартных отведениях, эхокардиографию, нейросонографию, осмотр кардиолога и невропатолога. Все дети были обследованы трехкратно: в возрасте 1 месяца, 2-4 месяцев и в 6-8 месяцев. Дети имели соответствующее возрасту психомоторное развитие. Основным методом исследования послужило 24-часовое ХМ на аппарате Oxford Medilog Optima (Великобритания). Регистрация ЭКГ осуществлялась в модифицированных грудных отведениях V1, V5 и V2. Регистрировали среднюю частоту сердечных сокращений, определяли следующие параметры: продолжительность сна за сутки, число и продолжительность периодов дневного и ночного сна. Для оценки структуры сна использовали предложенный ранее в Московском НИИ педиатрии и детской хирургии при синхронной регистрации полисомнографии и ХМ алгоритм анализа пульсограммы (тренда ЧСС) с выделением периодов стабильного ритма (ПСР) и периодов повышенной дисперсии (ППД). ПСР характеризуются наименьшими колебаниями частоты сердечных сокращений: разница между минимальной и максимальной ЧСС (?ЧСС) не более 10 в минуту. В ППД изменения ЧСС выражены максимально: ЧСС более 15 в минуту. Статистическая обработка данных проводилась при помощи пакета программ Exel-7.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

С возрастом достоверно снижается общая продолжительность сна (с 795,1±88,3 минут в возрасте 1 месяц до 667,0±42,22 минут в 6-8 месяцев) наряду с достоверным увеличением процентной представленности ночного сна (70,8±7,8% в 1 месяц, 78,29±5,47% в 6-8 месяцев).

Характерный тип суточной пульсограммы при ХМ представлен на рис. 1. На пульсограмме четко визуализируются периоды сна и бодрствования, что позволяет объективно оценить профиль сна в суточном цикле. Ночной сон у здоровых детей с 2-хмесячного возраста характеризуется наличием внутренней структуры, отраженной на пульсограмме в виде правильного чередования ПСР и ППД (рис. 1). Нами в более ранних работах при синхронном мониторировании электроэнцефалограммы и сердечного ритма в период сна была показана ассоциация ПСР с фазой медленного сна, а ППД - с фазой быстрого сна. Для всех детей первого года жизни характерно преобладание ППД над продолжительностью ПСР в среднем на 50%, что отражает наибольшую представлен ность быстрого сна и является характерной особенностью именно детей первого года жизни, т.к. в более старшем возрасте в структуре сна преобладают периоды стабильного ритма. При этом суммарная продолжительность ППД во сне максимальна в возрасте 2-4 месяцев, т.е. периоде наиболее высокого риска развития синдрома внезапной смерти (332,8±59,4 минут), в то время как в возрасте 1 и 6-8 месяцев данный показатель составил 244,3±47,1 и 312,8±36,7 минут соответственно.

Нами выявлены транзиторные нарушения сердечного ритма в виде единичных суправентрикулярных и желудочковых экстрасистол у 11 из 28 детей. Обращает на себя внимание тот факт, что, как правило, эти нарушения выявлялись в возрасте 2-4 месяцев и исчезали в последующем. Максимальная представленность ППД в структуре сна у здоровых детей первого года жизни именно в возрасте 2-4 месяцев отражает, с нашей точки зрения, их повышенную склонность к нарушениям сердечного ритма в данный возрастной период.

Таким образом, на протяжении первого года жизни отмечается созревание нейрофизиологических механизмов регуляции сна, что проявляется уменьшением общей продолжительности сна и представленности ППД в его структуре, снижением средней частоты сердечного ритма. При этом возраст 2-4 месяцев выделяется повышенной частотой встречаемости нарушений ритма на фоне его максимальной дисперсии и дезорганизации.

ВЫВОДЫ

1. У здоровых детей первого года жизни наблюдается постепенное формирование профиля и структуры сна, процесс его физиологической консолидации.

2. С 2-х месячного возраста у детей отмечается сформированная структура сна, которая характеризуется на суточной пульсограмме регулярной сменой периодов стабильного ритма и повышенной дисперсии.

3. У детей в наиболее уязвимом для синдрома внезапной смерти возрастном периоде (2-4 месяца) отмечается максимальная дезорганизация сердечного ритма наряду с повышением продолжительности наиболее нестабильных периодов сна, что отражает предрасположенность к возникновению электрической нестабильности миокарда.