КАЧЕСТВО ЖИЗНИ У БОЛЬНЫХ С ПОСТОЯННЫМ ВОДИТЕЛЕМ РИТМА В РЕЖИМЕ VVIR И DDD/R ПОСЛЕ РАДИОЧАСТОТНОЙ АБЛАЦИИ АТРИОВЕНТРИКУЛЯРНОГО УЗЛА

Ключевые слова
качество жизни, радиочастотная аблация, фибрилляция предсердий, электрокардиостимуляция, атриовентрикулярный узел, медикаментозная терапия

Key words
quality of life, radiofrequency ablation, atrial fibrillation, cardiac pacing, atrioventricular node, medical treatment


Аннотация
С целью изучения влияния радиочастотной аблации атриовентрикулярного узла и имплантации водителя ритма на качество жизни больных с резистентной к медикаментозной терапии фибрилляции предсердий неклапанного генеза обследовано 12 больных основной группы и 24 больных группы сравнения, которым интервенционное лечение не проводилось.

Annotation
To study the effect of radiofrequency ablation of atrio-ventricular node with pacemaker implantation on the quality of life of patients with medically resistant atrial fibrillation of non-valvular origin, 12 patients of the study group and 24 patients of the reference group, in whom the interventional treatment was not performed, were followed up.


Автор
Минаков, Э. В., Ковалев, С. А., Белов, В. Н.

Номера и рубрики
ВА-N47 от 28/05/2007, стр. 34-37


В настоящее время изучению качества жизни (КЖ) в кардиологии посвящено значительное количество исследований, проведенных как зарубежными, так и отечественными авторами. Под КЖ в медицине понимают уровень благополучия и удовлетворенности теми сторонами жизни пациента, на которые влияют заболевания, несчастные случаи или их лечение [15]. Многие исследователи считают, что оценка тяжести заболевания и эффекта лечения только на основе клинической картины и данных объективных методов обследования недостаточна [2, 9, 10]. В связи с этим, в качестве дополнительного показателя тяжести заболевания и эффекта терапии предлагается проводить оценку КЖ больного [4, 7, 8, 16].

Возникновение фибрилляции предсердий (ФП) у большинства пациентов вызывает снижение КЖ [17]. В ряде работ показано, что улучшение медицинских показателей КЖ при ФП может быть достигнуто как при эффективной антиаритмической терапии [12], так и при радиочастотной аблации (РЧA) атриовентрикулярного (АВ) узла с имплантацией электрокардиостимулятора в режиме VVIR и DDD/R [3, 5, 6, 13, 18].

Целью исследования явилось изучение влияния радиочастотной аблации атриовентрикулярного узла и имплантации водителя ритма в режимах VVI/R и DDD/R на качество жизни больных с резистентной к медикаментозной терапии фибрилляции предсердий неклапанного генеза.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследовано 12 больных основной группы с ФП неклапанного генеза, которым была произведена РЧА АВ узла с имплантацией постоянного водителя ритма в режиме в режимах DDD (2 пациента), DDDR (6 больных) и VVIR (4 пациента). 24 больных с резистентной к медикаментозной терапией ФП, которые или отказались от оперативного лечения, или оно им не предлагалось, составили группу сравнения. Все пациенты имели персистирующую или пароксизмальную форму аритмии.

Клиническая характеристика пациентов, включенных в исследование, представлена в табл. 1. Различия между группами были выявлены в количестве пациентов с синдромом слабости синусового узла (СССУ) (р<0,05) и частоте приступов Морганьи-Эдемса-Стокса (МЭС) (р<0,05), которые достоверно чаще выявлялись в группе оперативного лечения.


Основной причиной ФП в основной группе явилась ишемическая болезнь сердца, она была диагностирована в качестве основного заболевания у 6 больных. У 3 пациентов причиной аритмии была гипертоническая болезнь (ГБ) I-Ш стадии, у 1 - дилатационная кардиомиопатия и у 2 больных не имевших органического поражения сердечно-сосудистой системы, ФП была расценена как идиопатическая. Этиология ФП в основной группе и группе сравнения достоверно не различалась.

Критериями включения в исследование были: 1) наличие подтвержденной электрокардиографически пароксизмальной или персистирующей формы ФП; 2) отсутствие гемодинамически значимой органической патологии клапанного аппарата сердца (врожденных и приобретенных пороков сердца); 3) отсутствие на момент исследования тяжелой сопутствующей патологии, выраженность симптомов которой преобладала над клиническими проявлениями ФП; 4) достижение полной АВ блокады при РЧА АВ узла; 5) эффективная работа кардиостимулятора в послеоперационном периоде; 5) добровольное согласие больного на участие в исследовании.

Базовую и максимальную частоту ритма, скорость нарастания частоты сердечных сокращений при стимуляции в режимах DDDR, VVIR подбирали с учетом состояния внутрисердечной гемодинамики и переносимости физических нагрузок.

В качестве общей методики оценки КЖ после РЧА АВ узла у больных с ФП была использована первая часть Ноттингемского профиля здоровья (НПЗ) (Nottingham Health Profile) [1, 14]. Для определения функционального состояния пациентов применялся индекс активности университета Дьюка (Duke Activity Status Index) (DASI) [11]. Анкетирование в основной группе проводилось до и через 12-36 месяцев (в среднем 22±8 месяца) после РЧА АВ узла и имплантации постоянного водителя ритма, в группе сравнения - при включении в исследование и через 11-31 месяцев (в среднем 21±7 месяца) наблюдения. Время наблюдения в обеих группах достоверно не отличалось. Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью методов параметрической и непараметрической статистики с использованием программы «Biostat». Считали достоверным вероятностное значение р<0,05.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изучение исходного уровня КЖ в основной группе и группе сравнения по данным НПЗ и DASI не выявило достоверных различий. При анализе динамика КЖ у больных в процессе наблюдения с ФП в группе сравнения отмечено снижение КЖ по таким разделам НПЗ, как «эмоциональные реакции» и «сон» (р<0,05) (рис. 1). Кроме того, в группе сравнения выявлена не достигающая статистической достоверности тенденция к снижению функциональных возможностей больных как по данным анкеты DASI (р=0,06), так и по разделу НПЗ физическая активность (р=0,08).


Таким образом, у пациентов с резистентной к лекарственной терапии ФП, в связи сохраняющимся аритмическим синдромом КЖ ухудшается. Это ухудшение касается, прежде всего, психоэмоционального статуса и качества сна больных и обусловлено, по-видимому, сохранением и постепенным усилением выраженности симптомов ФП и их влиянием на КЖ пациентов с аритмией в данной группе.

Изучение влияния РЧА АВ узла и имплантации электрокардиостимулятора (ЭКС) в режиме DDD, DDDR, VVIR на КЖ больных с данной аритмией выявило достоверное улучшение КЖ в группе оперативного лечения по таким разделам НПЗ, как «эмоциональные реакции» (р<0,05), «сон» (р<0,01), «боль» (р<0,05) и «физическая активность» (p<0,05), а также повышение толерантности к физическим нагрузкам по результатам анкеты DASI с 16,1±2 до 26,5±4 баллов (р<0,05) (рис. 2). То есть у больных, которым после РЧА АВ узла были имплантированы ЭКС в режиме DDD, DDDR, VVIR, наряду с положительной динамикой психоэмоционального статуса, улучшением сна и снижением интенсивности боли, происходит достоверное повышение функциональных возможностей организма. Это объясняется сохранением предсердно-желудочковой синхронизации и/или частотной адаптацией сердечного ритма при функциональных нагрузках при данных режимах стимуляции, что приводит к увеличению ударного и минутного объема крови, повышению толерантности кфизическим нагрузкам. При исследовании уровня КЖ в группе сравнения в конце наблюдения и в основной группе было установлено, что после оперативного лечения КЖ после РЧА АВ узла был достоверно выше по таким аспектам как «эмоциональные реакции» (р<0,05), «сон» (р<0,01) и «боль» (р<0,05) (НПЗ) (рис. 3). Выше после оперативного лечения были и функциональные возможности пациентов по данным DASI (р<0,05) и по разделу НПЗ «физическая активность» (р<0,05).




Таким образом, анализ полученных данных показывает, что после РЧА АВ узла и имплантации двухкамерного или частотноадаптивного ЭКС у больных с резистентной к медикаментозной терапии ФП происходит улучшение КЖ как по сравнению с его исходным уровнем, так и с КЖ пациентов, продолжающих медикаментозную терапию.

ВЫВОДЫ

  1. У пациентов с резистентной к лекарственной терапии фибрилляцией предсердий качество жизни ухудшается.
  2. Радиочастотная аблация атриовентрикулярного узла и имплантация постоянного водителя ритма в режиме DDD, DDDR, VVIR у больных с резистентной к медикаментозному лечению фибрилляцией предсердий приводит к повышению толерантности к физической нагрузке, улучшению психоэмоционального состояния, нормализации сна, уменьшению болевого синдрома.
  3. Улучшение качества жизни у данных пациентов происходит как по сравнению с его исходным уровнем, так и с качеством жизни больных, продолжающих медикаментозную терапию.

ЛИТЕРАТУРА

  1. A quantitative approach to perceived health status: a validationstady /S.M.Hunt, S.P.McKenna, J.McEwen et al. //Epidemiol. Community Health.- 1980.- Vol.34,N4.- P. 281-286.
  2. Boer J.B., Dam FSAMV, Sprangers MAG. Health-ralated quality of life evaluation in HIV-infected patiens //Pharmacoeconomics.-1995.- Vol.8, N4.- P.291-304.
  3. Brignole M, Menozzi C. Control of rapid heart rate in patients with atrial fibrillation: drugs or ablation? //PACE.- 1996.- Vol.19.- P.348-356.
  4. Bulpitt C., Fletcher A. Quality of life and the heart: evalution of therapeutic alternatives // Brit. J. Clin. Pract. - 1997. - Vol. 73 (Symp. Suppl.) - P.18-22.
  5. Effects on cardiac performance of atrioventricular node catheter ablation using radiofrequency current for drug-refractory atrial arrhythmias /N.Twidale, K.Sutton, L.Bartlett et al. //PACE.- 1993.- Vol.16.- P.1275-1284.
  6. Effect of catheter ablation of the atrioventricular junction on quality of life and exrcise tolerance in paroxysmal of atrial fibrillation /G.N.Kay, R.S.Bubjen, A.E.Epstein et al. //Am. J. Cardiol.- 1998
  7. Fletcher A., Hunt B., Bulpitt J. Evalution of quality of life in clinical trials of carvidovascular disease // J.Chron.Dis. - 1987. - Vol.40, № 6. - P.557-566.
  8. Gandhi S. K., Kong S. X. Quality of life measures in the evaluation of antihypertensive drug therapy: validity, and quality of life domains //Clin. Ther.- 1996.- Vol.- P. 1276-1295.
  9. Guyatt G., Feeny D. Issues in quality of life measurement in clinical trials //Control Clin. Trials.- 1991.-Vol.12.- P.81-90.
  10. Health-related quality of life in long-term survivors of pediatric liver transplantation /D.E.Midgley, T.A.Bradlee, C.Donohoe et al. //Liver Transpl.- 2000.- Vol.6, N3.- P.333-339.
  11. Hlatky M.A., Boineau R.E., Higginbotham M.B. A brief selfadministrared questionnaire to determine functional capacity (The Duke Activity Status Index). // Am. J. Cardiol. - 1989. - Vol. 64. - P.651-654.
  12. Hohnloser S.H., Zabel M. Short and long-term efficacy and safety of flecainide acetate for supraventricular arrhytmias // Amer. J. Cardiol. - 1992. - Vol.70, №5. - P.3A-10A.
  13. Jensen S.M., Bergfeldt L., Roaenqvist M. Long-term follow-up of patients treated by radiofrequency ablation of the atrioventricular junction //PACE.- 1995
  14. O’Brien B. J., Buxton M. J., Ferguson B. A. Measuring the effectiveness of heart transplantant programs : quality of life and their relationship to survival analysis //J. Chronic Dis.-1987.- N 40.- P.137-153.
  15. Patrisk D. L., Erickson P. Assessing health-related quality of life for clinical decision making //Psychoter. psychosom.- 1990.- Vol.54.- P.99-109.
  16. Storstein L. How should changes in life-style be measured in cardiovascular diseases? // Amer.Heart J. - 1987. - Vol. 114, №1, Pt.2. - P.210-212
  17. Radiofrequency catheter ablation of common atrial flutter: significance of palpitation and quality of life evaluation in patients with proven isthmus block /F.Anselme, N.Saoudi, H.Poty et al. //Circul.- 1999.- Vol. 4.- P. 534-540.
  18. The effect of rate responsive functions on quality of life in patiens with dual chember pacemaker /D.Newman, P.Dorian, D.Darlin et al. //Can. J. Cardiol.- 1993.- Vol.9.- P.69E.