|
ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ РИТМА СЕРДЦА В ОЦЕНКЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА
ВВЕДЕНИЕМатематический анализ ритма сердца оказался информативным в клинической [5], авиакосмической и спортивной медицине [1, 2]. Однако исследования, проведенные у здоровых лиц молодого возраста с использованием спектрального анализа, пока немногочисленны [3, 4], в связи с чем нами изучены статистические показатели и взаимосвязь параметров вариабельности сердечного ритма с рядом данных, характеризующих успешность и напряженность адаптации у лиц молодого возраста с различным уровнем и характером привычных нагрузок (студентов различных факультетов). МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯОбследованы 139 студентов 1 курса педагогического университета, не предъявлявших жалоб и не имевших выраженных нарушений ритма сердца (НРС). Непосредственно после взятия крови (общий анализ, анализатор Celltrack) с помощью программы «Rhythmi-2» ТОО «Экос» в 12-13 часов дня (февраль - март) определялись амплитуда моды (АМо), Мо, вариационный размах (Х), коэффициент вариации (V). Кроме того определены So (мощность медленных волн 2 порядка, VLF), Sm (мощность медленных волн 1 порядка, LF ) и Sд (мощность дыхательных волн, HF), периоды волн LF и HF в покое и при функциональных пробах (информационная - мелькание экрана компьютера в ритме, синхронизированном с исходной ЧСС, дыхательная - дыхание в контролируемом темпе, около 6 в минуту, с физической нагрузкой (20 приседаний). Использовалась длительность задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генча), а также проанализированы дисциплинированность и академическая успеваемость. У 32 студентов 2-3 курсов медицинского факультета, обследованных в тот же период года в 16-17 часов дня, изучены биоритмологические параметры адаптации (хронограмма температуры тела) и успеваемость в последующую сессию. 14 студентов 4 курса физкультурного факультета обследованы в 12-13 часов дня. 21 подросток 16-20 лет (средний возраст 17,52±0,31 года), направленные невропатологом, предъявляли жалобы на быструю утомляемость, головные боли и снижение работоспособности. Статистическая обработка (Excel 7.0) включала оценку достоверности различий по методу Стьюдента и корреляционный анализ с оценкой достоверности коэффициентов корреляции по П.Ф.Рокицкому (1967). РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕПоказатели, характеризующие вариабельность ритма сердца (VRS) в обследованных группах, представлены в табл. 1. Наблюдаются достоверные различия в длительности R-R, СКО, величине АМо, ЧСС при физической нагрузке и времени ее восстановления между студентами с различным уровнем привычной двигательной активности. У студентов физкультурного факультета VRS выше. У студентов педагогического университета VRS выше, чем у студентов медицинского факультета. Таблица 1. Показатели математического анализа ритма сердца у студентов различных факультетов и у подростков с нейроциркуляторной дистонией, M±m
Достоверность различий: # - P<0,05 между 1 и 2; & - P<0,05 между 1 и 3; * - P<0,05 между 2 и 3; ^ - P<0,05 и ^^ - P<0,01 между 2 и 4 Важно отметить, что у подростков с клиническими признаками снижения уровня адаптации или с так называемой нейро-циркуляторной дистонией (НЦД) при отсутствии достоверных различий в длительности Мо, величине СКО, мощности волн всех периодов (So, Sm и Sд) и одинаковых сдвигах во время информационной пробы и пробы с физической нагрузкой выявлено только достоверное увеличение длительности дыхательных волн (ДВ), а также снижение реактивности сердечно-сосудистой системы при дыхании в контролируемом ритме (снижение коэффициента изменения дисперсии). Отмеченный факт, свидетельствует о снижении способности синхронизации ритмов различных функциональных систем; и не только объясняет жалобы на «респираторный дискомфорт» при НЦД, но и намечает пути коррекции этого состояния различными воздействиями, направленными на оптимизацию акта и ритма дыхания. Величину Мо связывают с активностью гуморального канала регуляции ритма сердца [1]. Чем выше Мо у студентов педагогического университета, тем больше число лейкоцитов, сегментоядерных нейтрофилов, базофилов и моноцитов, ниже количество лимфоцитов, короче время задержки дыхания как на вдохе, так и навыдохе, меньше пропусков по неуважительной причине. С увеличением АМо (активность симпатического канала регуляции) снижается число лимфоцитов и возрастает - моноцитов. При этом, чем выше вариабельность ритма сердца (X), тем меньше ЧСС при физической нагрузке, больше биологический возраст, выше средняя концентрация Hb в эритроцитах, больше число лимфоцитов и меньше - моноцитов, продолжительнее время задержки дыхания на вдохе и выдохе. Установлено, что существует высоко достоверно больше пропусков занятий по неуважительной причине. Происхождение медленных волн 2 порядка (VLF) в настоящее время представляется наименее изученным, вероятно, оно отражает активность межсистемного уровня регуляции. Отмечено увеличение мощности этих волн у пациентов с психовегетативным синдромом, при этом выявлена корреляция с представленностью тревожно-депрессивных расстройств, определяемых по тесту Спилбергера и Бека и нарушением паттерна дыхания [5]. Чем выше мощность волн VLF у практически здоровых студентов (не выходящих за границы нормы), тем больше число эритроцитов, лейкоцитов и время задержки дыхания на вдохе. Мощность медленных волн 1 порядка (LF) связывается с активностью вазомоторных, барорефлекторных механизмов. С увеличением мощности этих волн у студентов снижается число пропусков по неуважительной причине. Наконец, чем выше мощность HF, отражающих тонус парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, тем меньше число эритроцитов и выше их средний объем. У студентов медицинского факультета с успеваемостью в последующую сессию связаны показатели, характеризующие изменчивость ряда кардиоинтервалов: чем выше СКО в покое (r = -0,67) и Х (r = -0,70), тем успеваемость хуже. Вместе с тем успеваемость тем выше (г = 0, 63), чем выше мощность ДВ (HF), что совпадает с данными Э.В. Земцовского [2], указывавшего на повышение выраженности ДВ у спортсменов в состоянии хорошей «спортивной формы», сопровождающейся высокой эффективностью спортивной деятельности. Показатели математического анализа ритма сердца связаны и с циркадианными ритмами, в частности, с динамикой дневной t° тела. Как в группе студентов медицинского, так и физкультурного факультета t° тела в 8 часов тем выше (т.е. выраженность утренних черт в хронотипе), чем меньше мощность HF (г = -0,66) и чем больше период LF (г = 0,69). Увеличение вариационного размаха (ВР) дневной t° связывается с улучшением функционального состояния. Чем ниже АМо (г = -0,65), тем выше ВР t°. С уровнем t° в 16 часов отрицательно связана мощность как LF (г = -0,73), так и HF (г = -0,72). Чем выше уровень мезора дневной t°, тем ниже мощность как LF (r = -0,73), так и мощность HF (г = -0,75) и ниже +X (r = -0,68). С увеличением индекса напряжения регуляторных систем возрастает уровень мезора t° тела (r = 0,59), а также мезор среднедневной ЧСС (r = 0,62). ВЫВОДЫ1. Наиболее ранним признаком нарушения качества регуляции у подростков с НЦД является нарушение координации между ритмами сердца и дыхания во время дыхательной пробы (с частотой около 6 в минуту). 2. Выявленные корреляции показателей математического анализа ритма сердца с системой крови, циркадианными биоритмами и эффективностью умственной деятельности (успеваемостью) позволяют своевременно оценить уровень адаптации студентов и назначить реабилитационные мероприятия с целью предупреждения ее срыва. ЛИТЕРАТУРА1. Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 1997. - 235 с. 2. Земцовский Э.В. Спортивная кардиология. - СПб.: Гиппократ, 1995. - 448 с. 3. Максимов А.Л., Максимова Н.Н., Дейно В.В. Особенности корреляционных взаимосвязей математических параметров кардиоритма у лиц с различным уровнем гипоксической устойчивости // Тезисы докладов международного симпозиума «Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий». - Москва, 1999. - С. 153-154. 4. Пермяков И.А., Торшин В.И., Кислицын Ю.Л., Сороковой В.И. Использование метода оценки вариабельности ритма сердца в исследованиях по программе «Здоровье студентов». // Тезисы международной научно-практической конференции «Здоровье студентов». - Москва., 1999. - С. 50-51. 5. Хаспекова Н.Б., Вейн А.М. Анализ вариабельности сердечного ритма в неврологии // Тезисы докладов международного симпозиума «Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий». - Москва, 1999. - С.131-133. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Российский Научно-Практический |
Санкт-Петербургское общество кардиологов им Г. Ф. Ланга |